Проект федерального закона № 531765-8
В Госдуму внесен законопроект о дополнении Закона об отходах производства и потребления двумя положениями:
- об обязанности операторов по обращению с ТКО заключать договоры на оказание услуг по обращению с ТКО именно в письменной форме;
- о праве собственников домовладений и жилых домов отказываться от заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, если на их (или соседнем) земельном участке имеется собственный объект размещения отходов, то есть не просто компостер или выгребная яма, а специальное сооружение, внесенное в государственный реестр объектов размещения отходов, в отношении которого владелец проводит регулярный мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды.
По мнению автора проекта, введение новых законоположений защитит граждан-собственников жилых помещений, которые никогда не были зарегистрированы и не проживали, даже временно, по адресу объекта собственности, в котором вообще никто не проживает, а коммунальная услуга по вывозу ТКО никогда не оказывалась, но "начисления за неё происходят регулярно региональным оператором", потому что это вынуждает таких собственников идти в суд за восстановлением своих нарушенных прав. Однако автор проекта, очевидно, не учитывает, что законность начисления платежей за обращение ТКО в таких случаях - с учетом природы данной услуги - уже подтверждена Верховным Судом РФ, а Конституционный Суд РФ отказался признавать неконституционными соответствующие нормы, ссылаясь на то, что коммунальная услуга по обращению с ТКО направлена не только на удовлетворение частных интересов собственников, но и на достижение общественно значимых целей по предотвращению вредного воздействия ТКО на здоровье человека и сохранению благоприятной окружающей среды, и оказывается эта услуга не каждому отдельно взятому собственнику конкретного жилого помещения при возникновении у него индивидуальной потребности в вывозе мусора, а одновременно всем собственникам и пользователям жилых помещений в МКД.
Кроме того, в пояснительной записке к проекту упомянуто, что закрепление на федеральном уровне обязанности заключать письменные договоры на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО продиктовано аналогией с договорами на оказание других коммунальных услуг (газоснабжение, водоснабжение, электроснабжение и др.). Между тем, большинство потребителей коммунальных услуг как раз не имеют письменного договора с их исполнителем - это прямо предусмотрено п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг, который разрешает заключать договор о предоставлении коммунальных услуг путем совершения потребителем конклюдентных действий, то есть действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг.