Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 января 2020 г. N 41-КГ19-42

         В рамках дела по иску потерпевшего к страховой организации о взыскании страхового возмещения по договору ОСАГО заключением судебной экспертизы было установлено, что стоимость восстановительного ремонта транспортного средства составляет 252 000 руб. Однако с учетом того, что автомобиль был приобретен потерпевшим за 200 000 руб., суд апелляционной инстанции удовлетворил иск только в этой части, посчитав, что взыскание страхового возмещения в большем размере приведет к неосновательному обогащению истца.

        С таким решением не согласился ВС РФ. Он напомнил, что страховое возмещение в рамках ОСАГО в случае повреждения имущества определяется в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая, а при полной гибели имущества - в размере его действительной стоимости на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков. При этом под полной гибелью понимаются случаи, в которых ремонт имущества невозможен либо стоимость ремонта равна или превышает стоимость имущества на дату наступления страхового случая.

        В имеющихся в рассматриваемом деле заключениях эксперты указали размер ущерба в виде стоимости ремонта. Выводов о нецелесообразности ремонта либо о том, что его стоимость превышает стоимость неповрежденного автомобиля на момент ДТП, экспертами сделано не было.

        Таким образом, если у суда возникли сомнения в том, что стоимость восстановительного ремонта превышает стоимость автомобиля, ему, по мнению ВС РФ, следовало поставить этот вопрос на обсуждение сторон, а также обсудить вопрос о назначении судебной экспертизы для установления стоимости автомобиля на момент страхового случая. Цена же автомобиля, указанная в договоре купли-продажи, при определении размера страхового возмещения по ОСАГО самостоятельного юридического значения не имеет, поскольку в силу свободы договора и тех или иных мотивов сторон при его заключении она может не соответствовать действительной стоимости.